Опубликовано 04.11.2023 19:54

ЗЛЫДОТА: фолк-опера «Баташов и злыдота».

Перед нами положенная на музыку легенда о заводчике Андрее Родионовиче Баташове (1724–1799) основателе города Гусь-Железный. По преданию, это русский Жиль де Ре (а, быть может и сам герцог, и вовсе не в переносном смысле), искушенный в тайных науках, содержавший при себе полуразбойничье войско карательного назначения, составленного из все той же лесной злыдоты. Как поэзия опера блестяща. Как музыка это большой шаг вперед. И главное — мелос Мусоргского вполне сочетаем с глубокой архаикой, с обработкой музыки скоморохов и с современными рок-интонациями.

Из дипломной работы Натальи Игнатьевой «Злыдота – тады зло»

… Одно из последних произведений Олега Фомина – народная опера «Баташов и злыдота». «Наконец-то Баташов и злыдота, – пишет Олег Фомин, – почти полностью готова. Ничего подобного никогда не было. С одной стороны, это, конечно, наследование традиции Мусоргского — Римского-Корсакова — Стравинского. Но, с другой, — полный отказ от симфонических инструментов. Только народное. Причем архаическое».

… В «чинопоследование» оперы включена и самая главная песня, можно, наверное, сказать, гимн «Злыдоты» – «Баташов и Злыдота». Это, собственно говоря, просто положенная на музыку легенда, составляющая существенный смысловой пласт в книге «Священная Артания» – легенда о заводчике Андрее Родионовиче Баташове, основателе города Гусь-Железный. По преданию, это был русский Жиль де Ре, искушенный в тайных науках, содержащий при себе полуразбойничье войско. Эта баташовская злыдота отождествляется и с описанной Пименом Карповым злыдотой и с современной загадочной организацией «Суд Леса», о которой рассказывается в «Очерках по сакральному краеведению» (глава из «Священной Артании»). Что особенно интересно: «С приходом Сталина Суд Леса самораспустился. Однако вовсе не из-за гонений. Наоборот, Сталин виделся как новый, тотальный Баташов. И злыдота радостно ввалилась в его рать. Многие из них стали мещерско-владимирскими лесниками…». Сейчас же, ввиду последних времен, злыдота, как рассказывают, вновь поднялась. «Чего хочет злыдота? Злыдотник по-русски ответит: «Правды». … 

Из статьи Владимира Карпеца «Злыдота»: спуститься в шахту»

... Лучшее произведение этого времени — где-то до 2010-2011 года — "рок-опера" (или "фолк-опера", как угодно) "Баташёв и злыдота". Она имеет прямое отношение к тайным страницам русской истории, так волнующим Фомина. Причём многое — результат его собственных разысканий. Опера посвящена странной и зловещей фигуре жителя поселения Гусь-Железный XVIII в. Андрея Родионовича Баташёва, заводчика и, по слухам, златодея, которого тревожно упоминал на страницах романов "В лесах" и "На горах" Мельников-Печерский. Баташёв ездил в Петербург, встречался там с "главным масоном" Иваном Перфильевичем Елагиным, тоже пытавшимся "осуществить". Но, человек сугубо книжный (и театральный), Елагин, скорее всего, так ничего и не понял, хотя работал в лаборатории восемь лет. Баташёв понял всё. Однажды рабочие его металлургического завода — около трёхсот человек — вошли в его шахту. Вход обвалился, и ни один не вернулся. Баташёв закрылся в своём доме, который располагался строго на границе Владимирской и Рязанской губерний, и полиция ни одной так и не смогла его задержать. Но приезжал император Павел. Написав в письме к императрице загадочные слова "Муром не Рим", он оправился к Баташёву, с которым беседовал несколько часов. Примерно в то же время в России был введён золотой рубль, составивший конкуренцию британской валюте, а затем Павел был убит. 

Об этом — опера, длящаяся полчаса. Как поэзия она блестяща. Как музыка? Да, это большой шаг вперед. И главное — мелос Мусоргского вполне сочетаем с глубокой архаикой, с обработкой музыки скоморохов и с современными рок-интонациями. Фомин делает это всё очень тактично, но и… местами тревожно. Карповская "Злыдота" действительно витает вокруг, когда это слушаешь. Да, "побеждает смерть".

"Злыдота" в опере — та же самая "поддонная Русь", руда. Это беглые каторжники, прячущиеся по лесам душегубы, егеря, охотники на зверя и не только… Все они служат Баташёву, всем им он батька… Его богатство растёт неимоверно, но так же и исчезает. В Петербурге?

"Баташёв и злыдота" — первая серьёзная удача группы. Если бы Олег не разбрасывался, он быстро бы исполнил завет Баташёва "тому, кто одолеет" (последние слова этого человека или "не совсем человека").

Из статьи Владимира Карпеца «ВОЛК — ОПЕРУ»

... Перед нами положенная на музыку легенда о заводчике Андрее Родионовиче Баташове (1724–1799) основателе города Гусь-Железный. По преданию, это русский Жиль де Ре (а, быть может и сам герцог, и вовсе не в переносном смысле), искушенный в тайных науках, содержавший при себе полуразбойничье войско карательного назначения, составленного из все той же лесной злыдоты. В Гусе-Железном, а также в его окрестностях — Великодворье, Курлове, Окатове, в районе станции Вековка (правда, там почти нет людей, разве что на самой станции), вплоть до Гуся-Хрустального — о Баташове до сих пор вспоминают с ужасом. В лесах тех мест до сих пор сохранились странные печи. Говорят, что там когда-то обжигали кирпич, но при этом отводят глаза и умолкают.

История рода Баташовых в XIX в. привлекла внимание блестящего, к сожалению, ныне весьма несправедливо забытого беллетриста-историка графа Салиаса, написавшего роман «Владимирские мономахи» о выксунской ветви баташовского рода, фамильное прозвание которого, скорее всего происходит от «поташ». Хорошо известно применение этого вещества — карбоната калия — в промышленности. Однако мастера Царского Искусства указывают на непреложную символическую значимость этого вещества. В частности, Фулканелли представлял читателю его «Философских обителей» под видом поташа «вторую ртуть». Ртуть часто обозначалась в герметике через фигуру гуся. Именно эту птицу видели наши предки по приезде в стоявшую на реке Гусь усадьбу Баташовых: на шпиле сторожевой башни красовался железный отпрыск Матушки Гусыни.

Прежде чем представить на суд — но уже не леса, а зрителя-слушателя — волк-оперу о Баташове, Фомин(-Шахов) раскрыл некоторые подробности (см. http://www.arthania.ru/content/oleg-fomin-batashov-razbushevalsya) связанные с (будто бы) происходившим в Гусе-Железном. Так, баташовский Страшный Сад, именуемый в народе также Садом Ужасов, до сих пор помнит звуки рассекающего кожу бича и крики вздымаемых на дыбу. По преданию, сад от того невысок, что под ним подземелья, где «окаянец» заставлял «переделывать» монету. Многие краеведческие «страшилки» пестрят сообщениями о том, что Андрей Родионович печатал в потаённых клетях «золотую монету». Золотых монет тогда не было, и Фомин утверждает, что речь идет об иносказательном упоминании превращения (трансмутации), а если точнее, хризопеи — златоделия.

У Баташова были подземные копи. Копь — это Колпь, то есть Феникс, по-русски Сирин. Поблизости от реки Гусь есть река Колпь, а рядом со станцией Вековка — станция Заколпье. Песок в тех местах до сих пор золотистый, а на буграх встречаются — правда, далеко не каждый год — золотистые боровики.

«Существует предание, — рассказывает Фомин — что подземный «монетный двор» был затоплен Баташовым, когда на престол взошел Император Павел и мрачные дела гусевского властителя уже не могли быть покрыты заступничеством прежних всесильных временщиков, покровительствовавших Андрею Родионовичу в годы правления Императрицы Екатерины. В конце одной из смен Баташов приказал не выпускать бывших внизу 150 рабочих, объявив, что собирает обе смены для нужного дела. Когда же вторая смена — еще 150 человек — сошла под землю, выходы оказались забаррикадированы снаружи. Рабочие почувствовали неладное и попытались вырваться из каменного силка, но внезапно хлынувший поток воды скоро пресек напрасные старания».

«За преданиями о жестокостях Баташова скорее всего стоит коллективный миф, за которым скрывается герметическое иносказание» — глубокомысленно рассуждает Фомин.

Однако… Вскоре Император Павел, совершая объезд муромского края — «Муром не Рим», написал он тогда Императрице — самолично посетил Баташова. Вскоре этот едва ли не самый великий и странный из Русских Царей ввел в стране самообезпечение русского рубля и бросил вызов Англии. Увы, ненадолго. Убили.

Ну, а Андрей Родионович?

Фомин констатирует: с начала 90-х гг. московские спелестологи под руководством Андрея Кувичинского производили раскопки в Гусе-Железном и, в том числе, на кладбище. Гроб с телом Андрея Родионовича Баташова так и не был обнаружен, из чего можно сделать вывод, что он никогда не был похоронен в Гусе-Железном.

НАРОДНАЯ ОПЕРА "БАТАШОВ И ЗЛЫДОТА" (текст)


Комментарии (0)