Дедов день: русский Хэллоуин
Ряженые в готические одежды 31 октября плясали в кабаках до одури, с размалёванными харями скакали, празднуя искажённый массовой культурой ирландский языческий праздник перехода, символически связанный со смертью. Им кондовые импортозаместители в чиновничьих пиджкаках противопоставили «Тыквенный Спас» - наш ответный западным иродам. И в этой куче-мале из суррогата, конечно, было бы скучно, если бы не неоязычники, выдумавшие от кручины себе Велесову ночь.
И все эти весёлые люди едва ли отметят 1 ноября настоящий русский праздник для встречи с нашими покойниками - Димитриевскую родительскую субботу. В народе праздник ещё называется Дедов день, он ассоциируется с переходом от осени к зиме. Вот о нём и о том, как правильно привечать покойников, мы и предлагаем узнать из нашей статьи.
Отмечается Димитиевская суббота перед днём памяти св. великомученика Димитрия Солунского. В России, правда, укоренилось представление, что её возникновение связано с Куликовской битвой. Великий князь Дмитрий Донкой после победы над Мамаем вернулся к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил его на битву, чтобы совершить поминовение павших.
В этот день было принято помогать нищим и голодающим. В Церкви этот день особенно выделен для поминовения всех усопших православных христиан, и желающие могут поучаствовать в богослужениях и помянуть своих усопших родственников и близких. Накануне, вечером в пятницу, служится Великая панихида – парастас. Утром в сам день поминовения в храме совершается заупокойная Божественная литургия, после которой проходит общая панихида.
Ещё в начале XX века русские ходили на могилы усопших родственников, трапезничали там и служили панихиды. Женщины причитали на могилах родителей и близких родных. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Во многих местах России поминовение близких в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось трапезой с выпивкой, воспоминанием добрых качеств и поступков усопшего. Обычной едой на поминках были: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, лепёшки. Также могли принести молочную кашу, яйца всмятку, калачи, сытники. Из напитков — пиво, а с середины XIX века — водка. Верили, что покойник также участвует в поминальной трапезе на могиле, поэтому не пировать над прахом считалось грехом.
Дионисический отголосок этого праздника в XIX веке оставался ещё в Литве и Белоруссии: праздник этот назывался «Пиром козла», и на нём первенствовал козляр, гусляр, песнопевец и жрец. Это отмечает Забылин М. М. в книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
Существовало множество народных традиций, которые ещё и доныне кое-где живы, о том, как встречать Дмитриев день, равно как и другие дни поминовения. В этот день, по повериям, усопшие приходят в свои дома и участвуют в общей трапезе с живыми. Для «душечек» - умерших в семье – кладут на стол лишние ложки по их числу. Положили и говорят: «Пусть ужинают деды! Деды и бабы! Кто на том свете есть!». А если забудет человек это сделать, то, понятное дело, начнут покойнички сниться да говорить, что приходили, а не было ничего. В другой-то раз уж точно положишь. А ложки принято мыть.
Иногда полагают, что души за поминальной трапезой едят теми же ложками, что и живые, незримо располагаясь у них за плечами. Поэтому ужинающие должны время от времени класть свои ложки на стол, чтобы дать возможность душам поесть. Кое-где считают, что души приходят ужинать ночью, после трапезы живых, — в эти ночи посуду и остатки еды не убирают со стола. Часто приглашали и те души, у которых не осталось живых родственников: «У кого нет родни, приходите ко мне!» А после трапезы полагалось души из дома выпроваживать устоявшимися фразами.
На Русском Севере хозяйка, приготовив поминальный ужин, открывала двери и выходила во двор встречать невидимых гостей, приговаривая: «Вы устали, родные, покушайте чего-нибудь... Вы озябли — погрейтесь». Последним на поминках подавали кисель. Перед этим пели «Вечную память», а затем хозяин вывешивал за окно холст, на котором гроб опускают в могилу, и обращался к душам: «Теперь пора бы вам и домой, да ножки у вас устали — не близко ведь было идти. Вот тут помягче — ступайте с Богом».
Существуют многочисленные былички о том, как люди видели души — точь-в-точь такие же, какими родственники были при жизни.
Вот полесская быличка:Однажды я в поминальный день пригласила к себе соседок. Мы втроем поужинали. А я думаю: «Я каждый раз в поминальные дни вареники варю. Испеку я пирожки». Поужинали. Одна соседка осталась у меня ночевать и говорит: «Я буду спать на печи». А я собрала на стол для дедов — поставила борщ, положила хлеб, полотенце, ложки. И в коливо ложку положила. И говорю сама себе: «Порежу я пирожки». А потом передумала: «Не буду резать, пускай целые берут». И не порезала. Легла я спать и сразу заснула. А та соседка, что легла на печи, не спала. И наутро мне рассказала, что она видела: открывается дверь и идут умершие родственники. Подходят к столу и говорят: «Все хорошо сделала, а пирожки не порезала».И другая:Вот была родительская суббота. А кладбищенский сторож пошел на свой пост. И слышит он вечером — как будто разговаривают: «гу-гу-гу!» Он видит — идут мимо него люди, а это души мертвых на поминальный ужин шли. Он посмотрел, куда они пойдут. А они пошли каждый по своим домам. Вот подходит один из покойников к своему дому и смотрит в окно. А его жена забыла было про родительскую субботу и поздно спохватилась ужин готовить. Ищет нож, чтобы мясо и хлеб нарезать. А нож завалился за ковригу, хозяйка его и не видит.Покойный хозяин постоял, постоял, увидел, что ужин для него не готов, и пошел назад на кладбище. Приходит на кладбище, а другие покойники говорят:— Мы хорошо поужинали, а ты как?— А мне ничего не приготовили, у них нож за ковригу завалился, так они весь вечер нож проискали. Ни ножа не нашли, ни похлебки никакой не сварили.Сторож это все услышал, пришел позже в этот дом и сказал хозяйке: «Ну, где же твой нож? Твой хозяин видел его — он у тебя за ковригой лежит».
Также былички эти учат уважительно обращаться с усопшими. Иначе они могут и выйти из-за стола, например, если хозяйка оботрёт поминальный хлеб грязным фартуком.
Жена дьяка готовила поминки по умершим. Посадила в печь хлеб и пироги, а те, мертвые, уже сидят незримо за столом, дожидаются. А слуга у них был такой безгрешный, что мог видеть души умерших. Вот дьячиха стала вынимать из печи пироги и паляницы, а мертвые ждут. Вынула она последнюю буханку и обтерла ее передником. А мертвые встали из-за стола и направились к дверям. Один из них — хроменький мальчик — зацепился ногой за порог и упал, а все остальные на него сверху попадали. Слуга увидел это и засмеялся. Хозяйка спрашивает:— Ты что смеешься?А он в ответ:— Был у вас сын хромой?— Был.— Вот когда вы обтерли буханку передником, все умершие родственники встали из-за стола и собрались уходить, а впереди шел хромой мальчик. Он зацепился ногой за порог, и все на него упали.
Народные традиции и былички приводятся по Е. Леквиевская «Мифы русского народа»
Комментарии (0)