Гусли: сакральный инструмент волхвов
В Великом Новгороде проходит выставка, посвящённая истории открытия и изучения лирообразных гуслей XI века, обнаруженных в 1975 году на Троицком раскопе в Великом Новгороде.
Без какого-либо преувеличения можно сказать, что этот инструмент является одной из ключевых находок в мире музыкальной археологии и занимает особое место в коллекции предметов из раскопок в Великом Новгороде. На одной из боковых поверхностей инструмента сохранилась резная кириллическая надпись «СЛОВИША ѰЛЪ» (Словиша писал). Словиша – это имя человека, которому могли принадлежать эти гусли.
История изучения гуслей Словиши связана с именами таких выдающихся исследователей новгородских древностей, как Борис Александрович Колчин и Владимир Иванович Поветкин.
Благодаря работам Б. А. Колчина стало известно, что инструмент попал в культурный слой Великого Новгорода в 70-80-х гг. XI в. и ещё в древности был разломан на несколько частей, а его обломки были разбросаны по территории жилой усадьбы, принадлежавшей богатому новгородцу. Степень сохранности инструмента позволила художнику-реставратору, а впоследствии всемирно известному исследователю музыкальных древностей В. И. Поветкину не только восстановить конструкцию и внешний вид инструмента, но и создать звучащие экспериментальные модели, позволившие представить вероятное звучание гуслей XI в. Мультимедийные материалы выставки позволяют посетителям познакомиться с вариантами звучания древнейшей разновидности гуслей.
Выставка рассказывает и о многих других находках лирообразных гуслей, датированных XI–XIII вв. Большая часть этих инструментов была найдена во время археологических раскопок в Великом Новгороде и хранится в Новгородском музее-заповеднике.
На выставке демонстрируется фильм-эксперимент, созданный куратором выставки, старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Антоном Каменским, рассказывающий о том, как могли быть изготовлены гусли с использованием технологий XI в. и как они могли звучать.
Кроме того, на выставке представлены экспонаты, фотодокументы, видео- и аудиозаписи, предоставленные Центром музыкальных древностей В. И. Поветкина. Эти материалы раскрывают историю реставрации гуслей Словиши и создания экспериментальных моделей.
Гусли Словиши являются неотъемлемой частью культурного наследия России и Европы и имеют особое значение для понимания истоков нашей культуры.
Выставка будет работать по 22 сентября.
Музыка сфер
Старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Антон Каменский рассказывает посетителям Центра музыкальных древностей В. И. Поветкина о старинных гуслях.
Светлана Жарникова о гуслях...Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так, в санскрите «ханса» (гусь, лебедь) – душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, музыка Вселенной, говорила выдающийся этнограф Светлана Жарникова....В русской народной традиции, отмечала она, образы водоплавающих птиц тоже играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста....Зная о том, что в древнейшей традиции музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни, говорила Жарникова....Таким образом, подчёркивала учёная, гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент — видимый свет, творящий всё проявленное во Вселенной, весь материальный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету». И в той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.2009 г.Доклад с Всероссийского Конгресса ведической культуры ариев-индославов
Комментарии (0)