Владимир Микушевич: признание Магистра
Представляем вашему вниманию последнее видео, записанное с гениальным мыслителем, поэтом и переводчиком Владимиром Борисовичем Микушевичем 31 августа 2024 года.
Мы намеревались сделать с учителем серию передач, посвящённых культуре и мифам разных народов, под названием «Признание Магистра». В частности, планировалось записать передачу про амаруканцев и народ кето, которым Микушевичем посвящена новелла в книге «Таков ад» и проникновенное стихотворение «На Угрюм-реке». Не успели…
На Угрюм-рекеВладимир Микушевич 7.12.2007На Угрюм-реке живёт народ кето,Хоть о нём уже не ведает никто,Но от них американцы коренныеПроисходят, как разведали иные.Их сгоняли даже с мёрзлой той земли,В балагане всех шаманов их сожгли,Всё же ловят они рыбу, соболюют,Хоть шайтан страшнее, чем его малюют.Говорят, что не трезвеет здешний люд:За бутылку водки соболя дают.Не на пиршество, но и не на закланьеСобралась как на шаманское камланьеВ клубе маленькая нация сия,Им бесхитростно прочёл я: Лось и я,И одна из них, зверёк в движеньях точный,Увела меня в свой дом таёжно-блочный,И увидев эту странную избу,Я почти что распознал свою судьбу;Где лесная проживала неулыба,На столе меня ждала большая рыба,Я подумал: тут бы впору зимовать,Но уже настало время отплыватьНа последнем в ту путину теплоходе,Так как толки шли уже о Новом годе.Миновало полтора десятка лет,А её открытка всё ещё мне вслед,Так что вспомнишь поневоле о магните:Почерк беличий прыгучий: ИзвЕните!Мне мерещится заброшенный причал.Что мне делать, я в ответ не прозвучал,Только весточка в могиле и в зените:И звените! И звените! И звените!
Микушевич чувствовал, что уходит. Об этом были многие его последние стихотворения. Например, «Звучное падение» и «Отложенное свидание».
Звучное падение3.07.2024В последний ли разСлушаю, как падаютЯблоки в саду.10.08.2024Отложенное свиданиеВ цветущем садуЛишь смерти я жду,Но смерть заблудилась,Хотя нарядиласьВ халат свой цветнойК свиданью со мной.
Владимир Микушевич
В последние месяцы жизни Владимир Борисович стал часто обращаться к воспоминаниям детских лет, в частности, написав, продолжение великолепного стихотворения «Автопортрет с поросёнком».
Автопортрет с поросёнком16.09.2024Разучились мы бояться крови,Потому что мясо на прилавке,Не в лесу, не в поле и не в небе,Не в хлеву, где тоже были души.И когда под небом ненагляднымМы в ботве под бомбами братались,Словно в яслях, в бороздах дремучихПрятался со мною поросёнок,Правнук вепря, – в зелени мясистойТело человеческого цвета.Яшку на веревочке водил я.В огороде по своей природеПоводырь и пастырь – однолетки.И когда соскальзывал ошейник,Уши трепыхались поросячьиВ луковом аду, в раю капустном,Якобы съедобные хоругви.Год голодный, год бомбоубежищ.Этот визг до белого каленья,Чтобы до седьмого поколеньяОткликаться каждой каплей крови.1969
Автопортрет с поросёнком в наше время
В ожидании тревог воздушных
Брезжит неожиданный рассвет.
Это для немногих непослушных
Оживает мой автопортрет.
Убедишься ты тогда спросонок,
Замечая бывшую зарю:
Прячется со мною поросёнок.
Слышится по-прежнему хрю-хрю.
Владимир Микушевич
Когда я 31 августа 2024 года приехала к учителю на дачу в Малаховку, чтобы записать первую из задуманных нами передач (которая, увы, стала последней), Владимир Борисович неожиданно для меня обратился к теме переживаний и чаяний ребёнка. Казалось, что, готовясь уйти из бренного мира, он как будто прокручивает назад киноплёнку. На самом же деле учитель поднял важнейшую проблему унифицированного подхода к воспитанию детей, который даёт возможность получить лишь, выражаясь словами Микушевича, «кастрированное образование», мешая становлению личности и раскрытию талантов. Естественно, от такого подхода не выигрывает никто: ни дети, ни государство.
Владимир Борисович вспоминал о своих школьных годах с содроганием, замечая, что это были худшие 10 лет его жизни. В частности, величайший мыслитель, переводчик, поэт и писатель рассказывал, что одна из учительниц считала его односторонне развитым (односторонне развитым, Карл!!!). К счастью, Микушевич понимал своё призвание и уверенно шёл по выбранному пути, но страшно представить, сколько детей из-за упомянутого унифицированного подхода к обучению были отформатированы и не смогли раскрыть заложенный в них потенциал.
Мария Лушникова
Комментарии (0)