Опубликовано 08.04 09:00

Эрнст Юнгер: в ожидании Богов

К 130-летию великого немецкого мыслителя и консервативного революционера Эрнста Юнгера (1895–1998).

Современные мусульмане очень любят изображать Юнгера "суфийским мыслителем", что, конечно, является сильной натяжкой. Мы не будем уподобляться им и без обиняков объявлять его, скажем, "православным мыслителем", но невозможно не отметить, что в последние десять лет жизни Юнгер развивал очень сильный крен в сторону России и в сторону древнего православия. Неслучайно в последней своей крупной статье "Смена образа" (переводилась на русский дважды – нами и Михайловским) он размышляет именно у раннекаролингской церквушки IX века, восходя мыслью к традиционному средневековому христианству до великого раскола.

Вот эта статья в нашем переводе с важными комментариями:

Прошло семь лет, как я это написал. Актуально перечитать.

***

Это последнее сочинение Эрнста Юнгера, написанное им в возрасте 98 лет, содержит в себе аллюзии на многие из его книг. Прямо или косвенно в тексте называются «Рабочий» (1932), «У стены времени» (1959), «Мировое государство» (1960), «Ножницы» (1993) – последние три книги до сих пор не переведены на русский язык. Вполне прозрачны отсылки к работам Фридриха-Георга Юнгера («Греческие мифы», «Пустошь» и другие). Именно из трудов своего брата Эрнст Юнгер почерпнул развитие темы богов и титанов, представленное в данном эссе. Гибель мира Традиции и наступление мира Модерна как уход богов и приход титанов – такова точка зрения позднего Юнгера, который давно уже не «в стальных грозах», но в голосе тихого ветра предчувствует возвращение богов, возвращение священного. Отсюда и ссылки на Гёльдерлина и прямо на Хайдеггера, который еще в начале пятидесятых спорил с Юнгером («Через линию») о том, скоро ли окончится титанический Модерн или же noch nicht.

Чувствуется, что в своей последней статье великий мыслитель подводит итоги не только своему творчеству, но и всей немецкой философии, из представителей которой он стал едва ли не последним (не считая Гадамера и Хюбнера). Поэтому в данной небольшой работе Юнгер успевает – как будто спешит никого не забыть! – по нескольку раз сослаться на Канта, Гёльдерлина, Шопенгауэра (даже больше, чем можно было бы ожидать), Ницше, Шпенглера (понятие «феллахизация» тоже принадлежит именно ему), Хайдеггера, Циглера, а из иностранных мыслителей – на Августина, Аквината, Толстого, Рёскина. Называются ученые: Кювье, Дарвин, а в первоначальном варианте текста и Гейзенберг. Неслучайно упомянут и Гитлер, чей истинный облик, по словам вильфлингенского затворника, будущие поколения смогут узнать только из его, Юнгера, сочинений. Даже появление в статье «Титаника» – не случайность: Юнгер апеллирует к знаковому событию времен своей юности.

Тайный магистр всей немецкой мысли – Новалис – не назван Юнгером по имени, но дважды цитируется едва ли не прямым текстом: из него заимствован почти весь раздел о возведении в степень (потенцировании), очень сильно перекликающийся с учениями Павла Флоренского и Фритьофа Шуона о «степенях возрастания», а также фраза о превращении священного в искусство, а искусства в священное. Неслучайно вслед за новалисовскими аллюзиями на страницах статьи возникает отсылка к хилиазму Иоахима Флорского, оказавшему определяющее воздействие на всю немецкую философию XIX–XX веков, начиная как раз с Гемстергейса, а затем Новалиса и других романтиков и вплоть до Шпенглера. Юнгер тоже напряженно ждет наступления этого тысячелетнего царствия, но не в виде спускающейся с неба розовой утопии, а в огне мировых геологических катастроф, которые положат конец власти титанов над Землей.

Ждёт – но знает, что до возвращения богов может пройти еще немалое время. Поэтому он так детально и провидчески описывает основные тенденции мира Модерна на XXI век: усиление политической глобализации, приобретение войнами характера «полицейских операций», чудеса техники вроде описанных в статье «биотопов» (айфонов с тач-скрином), рост терроризма и, не в последнюю очередь, распространение ислама, который Юнгер – между прочим, неутомимый путешественник по странам Сахары – считает подходящей религией века титанов, по крайней мере, в его современных фундаменталистских формах. Сам же Юнгер предпочитает тихо удалиться – например, в упомянутую в тексте часовню св. Сильвестра в Гольдбахе на Боденском озере, где в неприкосновенности сохранились фрески византийского типа каролингского и оттоновского времени, эпохи неразделенного православия. Там, в Юберлингене, и совершается незримый поворот, после которого великий старец – уже в Ридлингене – тихо удаляется во вневременную вечность.

Подборка некоторых видеоматериалов о великом классике:


Комментарии (0)