Владимир Топоров: академический маг и ведун
Многое из тайной жизни советских ученых становится известным только по прошествии лет, как то было с потомственным старообрядчеством Б.А. Рыбакова. А теперь, например, вскрывается, что автор более чем смелых балтославянских мифологических концепций В.Н. Топоров был потомственным колдуном и чернокнижником с большой сетью знакомых в этой сфере, и даже не без способностей.
Существует вредное пренебрежение к опоре на науку и научные данные в рамках возрождения древней мифопоэтики, пишет ТГ-канал https://t.me/koryostg/368. Принято считать, что академический исследователь – это a priori атеист-материалист и позитивист (или что-то близкое к этому), что его рука и его глаз неизбежно выхолащивают миф, к которому он прикасается и на который смотрит. Необходимо сдержанно выступить против этого предубеждения. Более вдумчивый и основательный взгляд показывает, что академическое изучение мифопоэтической традиции неразрывно связано с ней самой таинственными узами и, в конечном итоге, никакого зазора отчуждения между традицией и наукой о традиции на самом деле нет.
Ещё предстоит написать о значительном множестве примеров подобного. Однако в этот раз остановимся на личности В.Н. Топорова – величайшего русского лингвиста, исследователя балтославянской и индоевропейской мифологии и вместе с Вяч. Вс. Ивановым автора знаменитой "Теории Основного Мифа" (подробнее о ней см. старую статью в нашей группе – https://vk.com/@koryos-teoriya-osnovnogo-mifa). Предоставим слово его коллегам, соавторам и последователям, ведущим специалистам в соответствующих сферах:
Его бабка была колдуньей, его отец мог заклинанием и наложением рук сводить с тела бородавки. Сам он был тесно связан со сферой магического, общался с полесскими, кетскими и литовскими ведьмаками. Достаточно было увидеть его близко, как ты ощущал силу его экстрасенсорного воздействия (между ним и тобой была сила, эта сила шла от него к тебе непрерывным потоком). Так что он очень хорошо знал, о чем он пишет. То, что нам кажется фантазией, было частью духовной практики.В.В. Емельянов о В.Н. Топорове – https://edgar-leitan.livejournal.com/118079.html#t3200319 ; за наводку спасибо Велигору: https://t.me/finis_mundi/1192
Топоров раскрывает суть мифа на фоне всей той культуры, которую он унаследовал. Бабушка по происхождению в деревенской семье была чернокнижницей. Отец ещё помнил кое-что из того, как произносить заговоры. Мальчишкой Топоров...участвует во всех переданных по наследству старинных играх, где взрослым человеком найдёт отзвуки древних обрядов и преданий... Сверхталантливый юноша мечтает стать монахом, и что-то от этой тогда окрашенной в православные тона мечты останется на всю жизнь.Вяч. Вс. Иванов – из статьи "Мифология в понимании В.В. Топорова" к сборнику "Мифология"В буддизме он находит черты ему лично близкие. В своём поведении он для нас, его близко знавших, соединял черты русского старца и буддийского мудреца. Во время после путешествия на Енисей, совершенного им в возрасте 34 лет, он знакомится с кетскими и селькупскими шаманами и старается постичь основы сибирского шаманизма. Европейское язычество открываются ему благодаря занятиям живым литовским фольклором в его сопоставлении с реконструированным им на основе древних свидетельств прусским и общебалтийским пантеоном богов. Лингвистические сравнительно-исторические исследования, охватывавшие все славянские и балтийские языки и другие, им родственные, Топорову дают прочную базу для восстановления индоевропейского мифопоэтического языка
Топоров – один из трех мыслителей (наряду с Платоном и Хайдеггером), оказавших на меня наибольшее влияние...В своих ключевых работах, посвященных мифопоэтической мысли (шире – религиозной мысли), он как будто на каком-то «подпороговом» уровне воспроизводил атмосферу тех текстов, с которыми взаимодействовал, – прежде всего, древнеиндийских и вообще индоевропейских мифопоэтических источников. Это своего рода академическая магия или филологические камлания... это все как один большой заговор, который ведун Топоров сочинил, чтобы сделать тебя адептом своей научной традиции, а через нее – духовной традиции индоевропейских народов.C.Ю. Бородай в своём telegram-канале NUMINOSUM - https://t.me/sergey_boroday/854
Комментарии (0)