Менский: философствующий физик
Как положительный пример философствующего физика нужно рекомендовать труды М.Б. Менского. Да, можно сколько угодно критиковать их за частности, особенно за неудачную терминологию (она, впрочем, легко заменима на более удачную, да и сам Менский это осознавал, подчёркивая, что его "подсознательное" – это на самом деле сверсознательное). Но он сделал главное. Он, будучи всемирно признанным квантовым физиком, развил догадки Паули, Эверетта и Девитта до полноценной метафизики, в которой не осталось места сциентистскому редукционизму и материализму.
Из всех физиков новейшего времени Менский дальше всех продвинулся в сторону традиционной антропологи и космологии, в сторону интернальной физики (в терминах А.Г. Дугина). Менскому не хватало серьёзной философской и религиоведческой подготовки, но насколько это вообще было возможно для советского физика в его социальной среде, он сделал максимум возможного (со времён Флоренского, на которого он также ссылался) для приближения к нормальной онтологии. Недаром ученики Менского бросились "исправлять" его концепцию в сторону экстернальной модерной физики: будучи не в силах её совершенно отрицать, они захотели подменить её слабыми и не работающими версиями, упустив главное.
В концепции Менского весь мир (квантовая Вселенная) есть продукт одного универсального сознания, и именно сознание порождает мир с его альтернативными сценариями, оно постоянно то выбирает между ними, то заглядывает в будущее и на основании знания о нём корректирует настоящее, а то и вовсе сознательным усилием воли добивается чудес (т.е. выпадения первыми крайне маловероятных событий / совпадений). Мозг для Менского – лишь одно из орудий для сознания, которое может обходиться и без мозга, а феномен жизни в принципе не редуцируем к "неживой природе", напротив: жизнь первична и порождает всё остальное. В целом Менский сделал для чёткого и ясного обоснования истинности религии, чудес, ясновидения, пророчеств, исцелений больше, чем любой другой физик новейшей эпохи. То, что у Паули было лишь догадкой в беседах с Карлом Юнгом, у Менского стало продуманной и математически полностью обоснованной картиной мира.
Отдельно нужно сказать о теории сновидений у Менского. Здесь он прямо ссылался на Флоренского, выясняя, почему во многих снах время течёт наоборот: от будущей причины к прошлому следствию.
Вообще никакая полноценная философия невозможна без учения о снах – онейрологии. Я писал об этом в цикле о философии игумена Феофана Авсенева.
Менский занимался не только теорией, но и практикой онейрологии, провоцируя у себя осмысленные сновидения для совершения открытий. Он говорил, что все великие физики совершили открытия путём проникновения сверхсознания (интеллектуальной интуиции) в будущее, где их решение уже осуществилось, и переноса полученной там информации обратно в настоящее. Этот метод работал и в случае с самим Менским.
Комментарии (0)