Роль Баха в деградации музыки
Временный научно-технический взлет Модерна был обусловлен сохранением в нём пережитков традиционных ориентаций (признание постижимости истины, логоцентризм, гносеологическая разумность мироздания, иерархизм в обществе и в мышлении), но поскольку весь пафос Модерна заключался в постоянном процессе уничтожения всего этого (что и звалось секуляризацией и прогрессом), то результатом могло быть только внутреннее саморазрушение с середины ХХ века всей той временной системы, которую Модерн строил в предыдущие 200-300 лет, и переход "от Древа к ризоме", от Богочеловека к "человеку без органов".
Питирим Сорокин описывал этот процесс как социолог: "идеалистическое" общество раннего Модерна (от Ренессанса до Просвещения) позволяло индивидам наслаждаться жизнью и добиться научного прорыва исключительно за счёт паразитирования на принципах и ценностях средневековой религиозной Традиции – "идеационного общества", которые этот самый "идеалистический" ранний Модерн и разрушал, пока не довёл дело до победы "материалистического общества" - предела низости и деградации, общества антиморального и античеловеческого, каким Сорокин считал ХХ век.
Владимир Мартынов в "Конце времени композиторов" описывает тот же процесс на примере музыки. Все знают, что великие западные композиторы – это эпоха Модерна. Мартынов показывает, что все они паразитировали на средневековых традиционных монодиях. Они изобрели контрапункт, и первые композиторы коверкали традиционные мелодии, следующие – брали мелодии первых и игрались с ними, следующие – с предыдущими и так далее. Классическая музыка, по Мартынову, была исчерпанием возможностей переделок и комбинаций доклассической. Их число было конечным после реформы Баха ("хорошо темперированный клавир"), заменившей естественные средневековые высоты звука жёстким перечнем неестественного для человеческого уха набора нот. Возможности оригинальных композиторов к первой половине ХХ века были физически исчерпаны. Больше музыки в смысле классики Модерна быть не может.
О. Павел Флоренский обобщает этот принцип на культуру в целом: есть древо культа, на нём цветёт и паразитирует культура, но как только она высосет соки и убьёт культ (секуляризация), она сама умирает. Наступает нынешнее время Постмодерна.
Как объяснял Олег Фомин, до Баха соотношение высот нот на клавире соответствовало пифагорейской пропорции: расстояние между тонами было кратно целым числам. После реформы Баха высоты нот стали соотноситься как длинные десятичные дроби, а не как целые числа. Фомин считал момент издания книги Баха убийством традиционного средневекового космоса с музыкой сфер (того, что Льюис в "Отброшенном образе" назвал Стандартной моделью мира) и переходом к цифровизации пространства. Музыкальная реформа Модерна конца 17 века совпала с утверждением галилеево-ньютоновской физики Модерна. И музыка, и физика, и математика Модерна вместе возникли и вместе пали в ХХ веке.
Копирую комментарий моего подписчика, который разъясняет сказанное:
Можно много соответствий провести на самом деле. Никаких сомнений не может быть, что гармония модерна целиком и полностью соответствует логосу кибелы.
1) атомизм малой секунды равномерно-темперированно строя, которая через корень 12 степени выводит все остальные интервалы двенадцатитоновой системы (как атом формирует вселенную). В отличие от пифагорова строя, который впереди ставит по важности вопрос постоянного совершенства октавы, квинты и кварты.
2) Дуализм мажора и минора, тоники и доминанты в противопоставлении традиционной модальной гармонии, где может быть множество разных ладов и отсутствует вообще понятие гравитационной тоники как таковой и контрастирующей с ней доминанты.
3) Благодаря всему этому (равенству всего со всем) становится возможной сложная полифония и Бах с его равномерно-темперированным клавиром. Где можно теперь беспрепятственно переходить из «тональности» в «тональность» (прямо соответствует духу «освобождения» (от традиции) которые философы гуманисты и просветители отстаивали. И становится возможным развитый контрапункт.
4) В 20 веке — роль синкопы. Об этом Эвола писал ещё. Коротко говоря, это тоже дуализм (некое периодическое чередование расслабления и напряжения ритмически). Только этот ритмический дуализм уже ориентируется на телесность. То есть музыка доставляет чисто телесное удовольствие (которое провоцируется этими периодически ритмическими «сбоями).
И дальше то, что я лично заметил недавно. По сути, через Пифагоров строй утверждается идеальная пентатоника (послушайте как звучит пентатоника), а через РТС — хроматическая и целотоновая гаммы (послушайте тоже как они звучат, они идеальны не по совершенству, а по своей роли в симметрии системы). Пентатоника утверждает цифру 5, целотоновая (6 больших секунд) и хроматическая (12 малых) утверждают цифру 6. Цифру 6 также утверждает весь набор возможных тональностей, которых 24. Мне лично кажется, что звучание как целотоновой гаммы, так и хроматической очень точно соответствует духу современного времени. То есть это в каком-то смысле соответствует вавилонской системе времени, которая тоже всё выводит из шестерки. А это тоже Логос Кибелы, если упрощать.
Комментарии (1)