Кер-Ис: затонувший «Китеж»
Особую роль в развитии бретонской культуры 19 века путём прямого обращения к истокам её традиции сыграл виконт де Вильмарке. Его имя оказалось надолго оклеветано и потому заслуживает отдельного разговора.
Его мать привечала в их ветхом замке крестьян-бедняков (а после революционного и наполеоновского геноцида Бретань кишела бедняками) и платила им за народные песни и баллады. Так с детства Вильмарке и стал собирателем фольклора.
Не единственным в Бретани собирателем. Но тут была большая разница. У других собирателей народных песен сюжеты были бытовые из феодальной жизни: о том, как там рыцари ограбили крестьян, там изнасиловали, там похитили. Именно по этому пути пошёл Люзель.
Но Вильмарке полагал, что песни такого рода не заставят французов уважать бретонскую культуру. Поэтому в его сборнике наряду с ними оказались песни про Мерлина, короля Артура и затонувший город Кер-Ис (вариация на тему Атлантиды и отчасти Града Китежа).
Другие собиратели фольклора задавали коварный вопрос: почему они не нашли в бретонских деревнях такие песни и вообще никаких упоминаний имён Артура и Мерлина, а нашёл их один только Вильмарке? Не сам ли он их придумал, встав в один ряд с шотландским Макферсоном, фризским Овер де Линденом, чешским Ганкой и русским Сулакадзевым?
Лишь спустя столетие, в 1960-х годах, будут найдены первичные материалы и записи песен, которые подтвердят, что Вильмарке записал подлинные баллады у конкретных крестьян. Ему повезло действительно найти последние следы аутентичной живой устной бретонской традиции об Артуре, Мерлине и Кер-Исе, восходящей к событиям 5-6 веков н.э. Это ставит его в один ряд с первооткрывателями средневековых рукописей и, например, с Рëскином и Моррисом (ещё двумя этническими кельтами), которые смогли отыскать последних стариков, живших до английского промышленного переворота, и узнать у них секрет окраски тканей вручную, без машин, что спасло целую традицию, которую с такой ненавистью пытались уничтожить либералы.
Книга баллад "Барзаз Брейз", собранная Вильмарке, при его жизни трижды издавалась во Франции и приковала огромное внимание к бретонцам, как, впрочем, и сборник крестьянских жалобных песен "Гверзиу" его конкурента Люзеля.
Наибольшее влияние в мире в дальнейшем оказала именно маленькая песнь о затоплении Иса в "Барзаз Брейз", поскольку эта легенда – парадигмальная для атлантической традиции и лежит в одном русле с платоновским мифом об Атлантиде. Сюжет этой песни о том, как злая дочь Дахут выкрала у своего отца-короля ключ от моря, открыла засовы в подземелье и затопила стоявший на атлантическом побережье бретонский город Кер-Ис, дал начало двум грандиозным произведениям ХХ века, каковыми станут "Роза и Крест" Александра Блока и "Ползи, тень, ползи" Абрахама Меррита.
Иллюстрация: Википедия.
Комментарии (0)