Метафизика «Золотого ключа» Джорджа Макдональда
Творчество Макдональда, включающее до сотни художественных произведений, три тома "Непроизнесённых проповедей", множество лекций и писем, всё-таки можно считать стоящим на трёх китах, с которых любой его читатель должен начать.
Это самый первый крупный его роман "Фантастес" (наполненный отсылками к Новалису) 1857 г., самый последний крупный роман "Лилит" 1895 г., а между ними – "За спиной Северного ветра" 1871 г.
Однако целый ряд ценнейших экскурсов содержится и в других произведениях Макдональда. Но среди них совершенно исключительное место занимает "Золотой ключ". Мы ранее уже разбирали одноимённое произведение А.Н. Толстого с алхимической точки зрения https://t.me/zapiskitrad/838, теперь же шаг за шагом разберём эту метафизическую сказку Макдональда, в которой изложены очень многие традиционные доктрины (в этом она напоминает знаменитую "Сказку" Гëте, являющуюся ключом к его творчеству, не говоря уже о "Генрихе фон Офтердингене", о котором Макдональд помнил всегда).
Главные герои "Золотого ключа" – в начале рассказа ещё дети (но, как вы увидите, это ненадолго): мальчик Mossy (в русском переводе Мшинка) и девочка Tangle (в русском переводе Узелок). Перевод, как видите, никуда не годится: мужское имя перевели женским родом, а женское – мужским; кроме того, Tangle – это вообще-то клубок.
Рассказ начинается с того, что у конца радуги на земле и Мшинка, и Узелок независимо находят золотой ключ, который неизвестно зачем нужен, но должен что-то отпирать. В поисках ответа на этот вопрос пройдёт всё повествование.
Дорогу девочке указывает летающая птицерыба, которая потом добровольно сварится в котле, чтобы воскреснуть в виде призрачного духа – аэранфа, т.е. по-гречески "воздушного цветка".
По дороге птицерыба спасает Узелка от хищного дерева – знакомый мотив! Макдональд уже описывал хищные деревья в "Фантастесе".
Наконец, герои попадают к лунной Бабушке. Этот персонаж хорошо известен и по "Фантастесу", и по "За спиной Северного ветра", и по "Принцессе и Кëрди": для Макдональда это был ключевой образ. Остановимся на нём. Кто эта лунная женщина (но не человек!) без определённого возраста?
Если есть подробный научный комментарий к "Фантастесу" и краткий к "Лилит", то к "Золотому ключу" нет ничего. Будем рассуждать сами, опираясь на другие произведения Макдональда и на мифологическую и метафизическую Традицию, к которой он принадлежал.
Страна, откуда приходят тени
Макдональд – один из многих ведущих традиционалистов, кто много говорил об элементалах и об их браках с людьми. Вообще браки с элементалами – один из ключевых аргументов в пользу особой крови царских родов, отличающих их от обычных потомков Адама и Евы. Эта тема у Макдональда возникает постоянно, а лунная бабушка (прапрапрабабушка) неопределённого возраста является предком главных героев (неизменно из царственных родов) в целом ряде произведений. Имена им Макдональд дает разные: Ирина, Старуха у моря, Дама с Луны, Фея в комнате, Эльфийская бабушка...
Иногда она играет роль только предка и наставника, иногда же присутствует и некий эротический аспект, как в "Фантастесе" в приключениях Анодоса. Причём в последнем случае ситуация очень похожа на заимствование из "Феи хлебных крошек" Шарля Нодье – ещё одного писателя-традиционалиста. Впрочем, оба они развивали русло, обозначенное намного ранее ещё Кирком и Монфоконом де Вилларом...
"Бабушка" в "Золотом ключе" подчёркивает анизотропность пространства-времени, приводя грязную и больную девочку Узелка в порядок. На вопрос Узелка, почему она проголодалась, Бабушка отвечает, что та не ела три года: то есть для Узелка прошли сутки, но её желудок остался в земном ритме?
Бабушка велит Узелку привести к ней Мшинку, который уже нашёл золотой ключ, инкрустированный сапфирами.
Собственно, ключ он нашёл на второй странице повести, но всю оставшуюся повесть Мшинка и Узелок должны искать замок, который он отпирает. Бабушка сама не знает, где этот замок в "страну, откуда приходят тени" – эта страна ей лишь смутно снилась, и она не всеведуща.
На следующий день Мшинка и Узелок должны выйти в путь к трём Старцам и начать свою инициатическую работу. Последнее указание им от Бабушки – если потеряют друг друга во тьме, у которой нет имени, всё равно продолжать каждому идти вперёд к цели.
Итак, Мшинка и Узелок получили два задания: найти замок к золотому ключу и попутно попросить Морского Старца прислать Бабушке новых птицерыб вместо сваренных. Воскресная в духе птицерыба – аэранф сопровождает их.
Герои, как и положено при инициации, идут через подземные пещеры и выходят на плато, под которым открывается страна теней. Но им нужна не она, а страна, откуда приходят тени. По пути среди теней Мшинка и Узелок превращаются в старика и старуху – им кажется, что они шли день, но они шли всю жизнь. В итоге они теряют друг друга среди теней и каждый независимо друг от друга ищет Морского Старца.
Узелок снова спускается в пещеру, и аэранф выводит её к Морскому Старцу. Внешне он совсем не старец, а взрослый мужчина, но Узелок угадывает его суть. Здесь она проходит главную инициацию.
Морской Старец отправляет старушку Узелка в молодильную ванну, а заодно омолаживается и сам. В ходе процедуры Узелок умирает. Она больше не дышит, но становится молодой и приобретает способность видеть в темноте. Инициация через смерть пройдена.
После этого Морской Старец (птицерыбы у него, кстати, были ещё не готовы к отправке Бабушке) посылает её через тьму подземелья к Подземному Старцу. Тот вообще выглядит как подросток. Лишь духовным зрением Узелок понимает, что он старец.
Подземный Старец не говорит вслух. Он говорит беззвучно, и покойная Узелок понимает его, хоть и не сразу: она стояла и слушала его ровно год.
Поскольку ни Морской, ни Подземный старец не знают, где страна, откуда приходят тени, и что отпирает Золотой ключ, то Узелку нужно идти к самому древнему из старцев – Огненному. Она прыгает в реку и несётся к нему.
Выучиться смерти
Макдональд наглядно показывает то, о чем Флоренский напишет:
"Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потёмках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти даётся подвижничеством. В древности училищем смерти были мистерии".
У Макдональда в каждом эзотерическом произведении люди проходят через инициатическую смерть. В "Фантастесе" – Анодос. В "За спиной Северного ветра" – Алмаз. В "Золотом ключе" – Мшинка и Узелок. В "Лилит" – все люди в мире. Физическая смерть здесь не значит вообще ничего: после неё люди ещё не умерли по-настоящему, а лишь спят в покоях Адама и Евы. Лишь умерев всерьёз, второй раз, они воскресают. Не раньше. Не оживёт, аще не умрет: Макдональд великолепно показывает это на примере того же Узелка.
После года, проведённого у Подземного Старца, Узелок прыгает в реку и попадает в знойную страну. С трудом она поднимается по лестнице вверх (ещё одно испытание) и припадает к источнику всеведения. Там она видит Огненного Старца. И это – крошечный нагой младенец.
Это тот самый младенец из философии Гераклита. Он играет на полу, складывая узоры судьбы. Узелок молча целых семь лет наблюдает за этой божественной игрой. Она понимает, что за явлением младенца скрыта сущность самого древнего старца в мире. Ибо, как говорил Плотин, "кажущееся наиболее существующим наименее существует".
Наконец, Огненный Старец охлаждает Узелка и указывает ей путь в страну, откуда приходят тени: из яйца вылупляется змея и ведет её в пещеру. Конечно, это всё та же змея из "Сказки" Гëте...
Мшинка, состарившись, тоже попал к Морскому Старцу (он узнал в нём старца вопреки его юному облику именно благодаря обладанию золотым ключом). Как ранее Узелок, он тоже прошёл инициацию в ванне и умер. Мшинка был в полном восторге от своей смерти и начала новой жизни.
После этого день и ночь он, невесомый, шёл по морю. Путь ему указывал очередной аэранф. Наконец, он нашёл замочную скважину в скале, вставил в неё ключ, попал в пещеру и нашёл там Узелка. Так они воссоединились. И что же? Приглядевшись, Узелок обнаружила в облике Мшинки сходство со всеми тремя старцами! В его личности теперь был и их отпечаток.
В пещере герои отыскали ещё одну замочную скважину и снова вставили в неё золотой ключ. Ключ тут же растворился в воздухе, и они пошли вверх по радуге в рай – страну, откуда приходят тени. Этот путь непрост, и они пришли не сразу, но, говорит автор, в итоге всё-таки пришли.
Спустя двадцать лет Макдональд напишет "Лилит" с аналогичным финалом, где герои тоже, пройдя первую инициацию, карабкаются затем наверх.
Этот путь вверх – Великие мистерии соединения с Богом, точно так же как инициация у старцев и путь с золотым ключом к замку был Малыми мистериями, обретением героями своего подлинного Я, своего центра, оси.
И честно говоря, в 19 веке мало кто из писателей писал столь откровенно об этом, как Джордж Макдональд. И это ведь мы разобрали только одно маленькое его произведение...
Комментарии (0)