Опубликовано 26.02.2023 17:08

Египет: солярный архетип царства

Золотое имя Хора – третье из пяти имён в титуле фараонов. Особенность золотого имени в том, что из пяти имён фараона оно одно из двух (наряду с Хоровым именем) известно уже с самых первых династий Раннего Царства, но его значение долго было непонятно. Египтолог Олег Берлев, систематически проанализировавший все золотые имена фараонов всех династий, показал, как формировалось его стандартное написание ("сокол Х в золоте") и, главное, прямое значение золота как вещества божественного тела царя.

Это имеет существенное значение для понимания всечеловеческого единства Традиции: народы всех континентов считают идеальное тело (особенно священного царя) золотым и неразрушимым. Берлев показал на конкретных текстах, что египтяне считали именно так.

Учитывая особую важность древнеегипетских концепций в традиционализме, включая доктрину душ, загробного суда, иконографии (всё это позже перешло в христианство на прямую, вплоть до терминов вроде "скит" – от ши хет – вес сердца на суде Осириса), учения о царской власти и философии имени (египетского имяславия), конечно, критически важно следить за всеми открытиями египтологии, равно как и шумерологии. Показательна в этом отношении книга литовского традиционалиста Альгиса Уждавиниса "Философия как обряд перерождения", где он выводит неоплатоническую философию из египетских ритуалов инициации. Да иначе и быть не может, ибо дух Александрии пребывает в нас и с нами.

Подлинный мир Древнего Египта

Берлев, видимо, вряд ли что знал о традиционалистах. Тем ценнее, что выводы этого крупнейшего египтолога совпадают с традиционалистскими.

Ещё один пример. Анализируя титул фараона как младшего бога солнца, тождественного и в то же время в силу своей смертности отличного от самого солнца, он показывает параллелизм титулов "бог великий" (нечер 'а) и "бог молодой" (нечер нефер), показывая, что учёные долго и неправильно переводили нефер только как хороший, красивый, что в данном случае некорректно.

Берлев делает вывод, что египтяне не были язычниками и с самого начала (по крайней мере, жрецы) исповедовали монотеизм: солнечный Бог – Творец мира и всех богов; его Сын – царствующий фараон. Имя фараона пишется в картуше потому, что над картушем солнечный Бог, внутри картуша – солнечный Царь, а боковые стенки картуша - два столпа мироздания.

"Плоть Атума из золота, кости – из серебра. Царь – сын Атума, наследник Солнца, превосходное сущего в городе Он, он появился на свет, будучи одной плоти с ним".

Ещё при Николае II мыслитель Николай Иванович Черняев писал, что русским монархистам для построения своей концепции необходимо обращаться к египетским источникам.

Традиционалисты (особенно Генон, Кумарасвами, Эвола, Уждавинис) делали это. Конечно, нужно проверять их давно написанные труды на соответствие современному уровню египтологии, но сам принцип достаточно ясен.

При этом интуитивно, даже без теории, он был ясен рядовому русскому во все времена, от князя Владимира Красно Солнышко до известной песни ХХ века:

Мы, отвагой горя, проплываем моря —

Нас враги победить не сумеют.

Над советской землей свет не сменится мглой, —

Солнце-Сталин блистает над нею.

И этот солярный архетип царства неизменен и столь же вечно укоренен в Египте как одном из наших живоносных источников. "Египет после Руси – первый по вере", – говорил Василий Розанов.

Пустые саркофаги

Было бы ошибкой видеть в образе египетского царя только солнечную триумфальность (в эту ошибку впадал Эвола). Другой стороной египетского культа было царское мученичество, представленное в мифах об Осирисе и Хоре.

Сет расчленил тело Осириса на 14 частей, и только после ряда испытаний тело восстановило целостность (кроме 14-го члена, заменённого золотом). Сет вырвал Хору глаз, позже вставленный обратно, но чтимый отдельно. Сет отрезал Хору ступни ног, и этот образ Немти – бога без ступней в золотой ладье – стал особенно чтим. На этом фоне дальнейшее использование иконографии Исиды и Хора в христианской иконописи не представляется удивительным: вневременной миф о мученичестве Осириса и Хора был прообразом реальных страстей Христовых и христоподражательной вереницы царей-мучеников.

Ещё один аспект – вера в блаженное успение и телесное вознесение фараонов на небо. Это особенно характерно для Древнего Царства, когда все гробницы царей оставлялись пустыми. Археологи до сих пор очень мало знают о судьбе их тел; считается, что лишь от Джосера (он же Сенуи) остались части тела. Остальные же как будто растворились в пустых саркофагах.

Жреческая доктрина преподносила это как уход тела и души фараона обратно к Полярной звезде. Ближайший аналог находим у китайских даосов, которые после смерти, как считалось, возносились на небо в теле, оставляя в гробнице меч, в который переправились остатки земного тела. "Значит, под сводами русской гробницы / Будет обрящен не труп, но меч", – писал Яшин.

Как мы уже говорили, среди Отцов Церкви и иных авторитетных богословов есть три точки зрения насчёт Адама. Одна из них – что если бы Адам не пал, то люди бы всё равно уходили из этого земного мира на небо, но в теле. Без разлучения души и тела.

Из-за грехопадения большинство людей лишилось такой возможности. Христианство знает, помимо самого Христа, лишь следующие подтверждённые случаи либо вознесения в теле живым, либо вознесения сразу после успения: Енох, Илия, Богоматерь, Иоанн Богослов. Однако же многие народы и традиции мира знают немало других таких случаев, правда, полулегендарных; как бы ни оценивать их достоверность, это нормальный способ ухода из мира без искажённой физической смерти, без разлучения души и тела. Мечту об этом воплощали и первые фараоны.

Хронологический рубеж

Википедия до сих пор пишет чушь, будто раз египетский календарь начинается с 4261 г. до н.э., то это реальная дата. Нет. Он начинается с 2767 г. до н.э., когда Имхотеп (Яхим, он же у греков Асклепий) на 18-м году правления Джосера (Сенуи) установил 365-дневный год с началом в день гелиакического (т.е. перед восходом Солнца) восхода Сириуса, совпавшего с разливом Нила. Позже путём обратного отсчёта вычислили дату 4261, чтобы можно было считать назад, но сама по себе эта дата лишь астрономическая и фиктивная. Как чисто астрономической и фиктивной является дата начала календаря майя 3102 г. до н.э. – за тысячи лет до реального начала культуры майя.

Гелиакический восход Сириуса совпадал с разливом Нила примерно раз в 1460 лет: второй после Имхотепа раз в конце 19-й династии, третий раз в римское время при Антонине Пии, четвёртый раз при турках в 1600 г.

Берлев настаивал, что вычисленная таким образом дата правления Джосера – самая древняя из точных дат в истории. Но здесь есть один хитрый нюанс...

Долгое время историки не могли установить ни одной точной даты (не ±5 или 10 лет, а именно точной, до года) ранее чем для VIII в. до н.э. (для Греции, Ассирии, Иудеи, ибо дата основания Рима заведомо фиктивная). Лишь для Китая мы имели первую точную дату 841 г. до н.э. (воцарение регента Гу-вана при солнечном затмении). Всё, что старше, датировалось с неким допущением и разбросом. Лишь около 2000 года для Китая, Египта и Месопотамии была применена значительно более точная хронология для III-II тысячелетий до н.э.

Но этот сдвиг точечный, неполный, касающийся лишь нескольких единичных дат. В целом методологически остаётся актуальной проблема, поставленная Геноном ещё в 30-е годы: раньше некоторого хронологического рубежа точные методы науки перестают работать.

Генон считал это свидетельством того, что раньше данного рубежа (сам он полагал, что раньше VI века до н.э.) люди жили качественно иначе и не были настолько испорченными, как потом, да и само время текло качественно иначе. Если добавить сюда аспект языка (качественного отличия древних языков от современных), то скачкообразность, катастрофичность процесса деградации мира и людей станет очевидна (категория прерывности истории, по Флоренскому).

Запретное Имя Божье

Есть ещё один аспект. Нужно выявлять как случаи прямого и сознательного заимствования элементов египетской традиции в Новое время (причём часто речь об использовании демонических "психических остатков" контртрадиционными, сатанинскими силами, как то бывает с масонством "египетского" антуража типа лож Мемфис-Мицраим), так и спорные случаи архетипического повторения, о сознательности которого нет прямых сведений. Назовём ещё несколько примеров того и другого рода.

Для начала - о прямых заимствованиях из психических остатков Египта в просвещенческом масонском оккультизме. Такие заимствования всегда носят характер сатанинских переворачиваний и пародий.

Если в египетской Традиции тело царя из золота, кости из серебра, то в новоевропейском спекулятивном масонстве это обыгрывается в известной ритуальной фразе "мясо отделяется от костей". Вечное и нетленное тело просвещенцы заменяют разложившимся трупом Хирама.

Промыслительно, что последним монархом, чье имя при жизни писали в картуше как имя фараона, был Карл Х Бурбон (1824-1830), подлинный король-традиционалист. Посланные им в Египет учёные выбили его имя по всем правилам как фараонское. Неудивительно, что масоны ненавидели Карла Х и свергли его.

Ещё один пример пародийного вырождения древнего ритуала. В изначальном оперативном масонстве, подчёркивал Генон, собирались три мастера с тростями. Они складывали из них прямоугольный треугольник, и каждый произносил по одному слогу Божественного Имени YHWH: первый мастер – Я, второй – Ху, третий – Ва. Это приблизительное произношение, ибо точное осталось засекречено. В спекулятивных ложах произносят Ях – Бул – Он, но это пародия и подмена. Настоящее Имя утрачено спекулятивными масонами и открыто младенцам, сиречь исихастам.

Убийство мастера Хирама подмастерьями сделало невозможной работу в ложе по построению треугольника. Считается, что Имя было забыто и потеряно до тех пор, пока Иисус Христос не произнёс Его снова в Гефсиманском саду как Своё Имя: "И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю" (Ин.18:6).

"Это Я" в русском переводе – это буквально и есть слово YHWH, Аз есмь Сый, запретное Имя. Христос публично произносит его здесь, при аресте в Гефсимании, заявляя о Себе как Творце мира, и иудеи в ужасе падают ниц.

Раз уж мы затронули тему Имени Божьего, а в комментариях обсуждали и максиму Флоренского о том, что сила Имени такова, что никакой колдун не может безнаказанно для себя использовать его, то вернёмся к Чарльзу Уильямсу.

Он писал Лаледж, что самый страшный грех совершают и ужасное наказание получают те, кто Имя יהוה‌‎ пишет задом наперёд. С этим кощунством Уильямс сравнивал только рисование пентаграммы карандашом в обратном направлении.

В дополнение. Год Сотиса (совпадение гелиакического восхода Сириуса с разливом Нила) наступал раз в 1460 лет. Берлев указывает, что по-гречески первый зафиксированный при Джосере и Имхотепе такой год Сотиса, 2767 до н.э., назывался катастасис, а каждый последующий – апокатастасис.

Спустя столетие после апокатастасиса 140 г. н.э. Ориген применил этот астрономический термин для своей еретической версии учения о восстановлении душ. Ситуация, очень похожая на судьбу астрономического термина революция (возврат планет в исходную точку на орбите) в руках просвещенцев Нового времени...


Комментарии (0)