Опубликовано 19.01.2023 17:48

Крещение: акватическая символика

Сегодня особенно важно вспомнить толкование Крещения у Мирчи Элиаде (раздел "Потоп, крещение и акватическая символика" в книге "Образы и символы").

Элиаде ссылается на толкования Тертуллиана, св. Иоанна Златоуста и св. Кирилла Иерусалимского об исключительной святости воды как таковой среди всех прочих стихий, о воде как обиталище Св. Духа, об отраженном у Св. Отцов символизме погружения под воды по подобию Ионы для поражения в голову дракона (Левиафана).

Крещение в православной традиции, говорит Элиаде, - антитипа потопа: Христос как новый Ной побивает подводного змея и выходит наружу (символом чего является арабская буква "нун" в форме ковчега). Но крещение – это и антитипа Адама: человек становится наг и безгрешен, как Первоадам.

Но язычники при крещении не поняли бы его смысла, говорит Элиаде, если бы они уже не были знакомы с символизмом погружения в воды. Это символизм Традиции, неприкосновенным дошедший от времен Адама и Ноя до времен исторического язычества, ветхозаветного иудейства и новозаветного христианства. Потоп - универсальный миф человечества, как и райская нагота, как и борьба с подводными чудищами смерти при инициации.

Воды предшествуют творению, говорит Элиаде, они бесформенны и не знают формы (ср. у Тютчева: "Всё сущее опять покроют воды, / И Божий лик изобразится в них!"). Поэтому погружение в них - всегда борьба формы, героя, с хаосом. Но "символика Вод включает в себя как смерть, так и возрождение". Восстание крещаемого из вод означает новое творение мира, космогонию.

"Ритуальные омовения и очищения нацелены на головокружительную актуализацию вневременного мига (in illo tempore), в котором свершилось Творение; они являются символическим повтором рождения миров или нового человека", - говорит Элиаде. И заключает:

"Важнее всего здесь то, что сакральность Вод и структура водных космологий и апокалипсисов могут быть отражены лишь посредством акватической символики, единственной системы, способной вместить в себя все частные откровения бесчисленных иерофаний".

Вот почему сегодня космический праздник, в котором нет ничего частного, ничего индивидуального. Сегодня ликуют воды и земля.


Комментарии (0)