Опубликовано 14.11 11:01

НЕБЕСНАЯ МОЗАИКА. Очерки восточно-христианской иконографии

Предлагаемый читателю цикл под названием «Небесная мозаика» посвящен иконографии христианских праздников, преимущественно византийской. Мы будем рассматривать памятники, сохранившиеся не только на территории Греции, но также и в странах византийского мира, т. е. тех, где высочайшая и богатейшая культура Византийской Империи оказала наибольшее влияние. Это, прежде всего, государства, принявшие христианскую веру в ее восточном, православном и единственно истинном варианте, а вместе с верою – византийское богословие и искусство. Это и южные страны – Палестина, Египет, Сирия, Каппадокия, Армения, Грузия – наложившись на древнюю и своеобразную культуру этих областей, христианство дало в высшей степени интересный результат; это и славянские государства Балкан и далее на север – Русь, официально крестившаяся в 988 году, но испытывавшая воздействие византийской культуры задолго до этой даты.

Христианское сакральное искусство зародилось в римских катакомбах, где первые последователи Христа хоронили своих отошедших к Богу братьев и сестер, в том числе замученных в ходе гонений. По форме и технике продолжая античные изобразительные традиции, это искусство в символической форме выражало уже совсем иные смыслы – прежде всего, веру во Христа, надежду на воскресение и жизнь вечную, любовь ко Христу, к ближнему и дальнему, ко всему миру, сотворенному Божией Премудростию (Пс. 103). Эти же смыслы лежат в основании христианского искусства также и последующих веков – прежде всего, византийской живописи, как монументальной – фресковой и мозаичной, так и станковой – в иконах на дереве. На протяжении веков христианское сакральное искусство развивалось, обогащалось, обретая новые формы.

Проследить зарождение и развитие иконографии каждого конкретного праздника для верующего человека очень интересно и познавательно. Поскольку сакральное искусство византийского мира представляет собою единую систему, где все смыслы (логосы), как и в православном богословии, причудливо, но очень логично переплетены и, пересекаясь, взаимно дополняют и объясняют друг друга, при рассмотрении иконографии разных сюжетов какие-то мысли и отражающие их иконные изображения будут повторяться. Это тем более оказалось неизбежно, т. к. работы писались отдельно и не по порядку, на протяжении многих лет. Поэтому заранее прошу прощения у читателя за повторы.

Все работы состоят из трех пластов. Первый, основополагающий – это сведения общеизвестные, составляющие содержание каждого праздника и кочующие по всем посвященным им работам разных авторов. Второй – сведения, почерпнутые мною из работ маститых искусствоведов – дореволюционных, советских и современных. Если это не прямая цитата, а вольный пересказ, я все равно обязательно даю на них ссылку (сразу или в конце). Ну, и мои личные наблюдения, сопоставления, соображения, которые могут быть несколько неожиданными, но никоим образом не выходят за рамки ортодоксии – их я тоже стараюсь обосновать и, если возможно, подтвердить мнением авторитетного автора. Однако, как пишут многие искусствоведы, отраженные в сакральном искусстве идеи артикулировались далеко не всегда, о многом – самом сокровенном – умалчивалось или говорилось тихо, передавалось от учителя к ученику устно. Но весь этот комплекс идей и символов также вошел в православное Предание – в данном случае изобразительное. И то, что было без лишних слов понятно средневековым верующим, сегодня приходится объяснять прихожанам, особенно из новоначальных, которые иногда не знакомы даже с самыми основными понятиями, составляющими в моих работах первый пласт. Но чтобы понять удивительно богатое и многозначное византийское искусство во всей возможной полноте, хоть сколько-то приблизиться к постижению этого чуда, надо познакомиться с сохранившимися памятниками разных эпох, а также, так сказать, уловить, выявить систему свойственных ему иконических метафор (выражение А.М.Лидова). Только тогда из отдельных элементов складывается удивительной красоты мозаика, пусть даже частично утраченная, пострадавшая от времени и разрушений варваров, но даже и в таком виде представляющая собою грандиозную космическую картину восточного христианства, постижение которой – радость, которую, по слову нашего Спасителя, никто не отнимет от нас (Ин. 16:22).

Работа рассчитана на широкий круг интересующихся искусством византийского мира читателей, в том числе учащихся, поэтому я старалась писать просто и достаточно лаконично, по возможности избегая специальной терминологии.

Итак, в путь…


Комментарии (0)