О румынских колиндах
Юлия Горноскуль (https://vk.com/henreven) опубликовала новую статью (https://balkanist.ru/byutsya-tam-dva-orla-radi-zlata-pera-o-rumynskih-kolyadkah-kolindah/), посвященную феномену румынских колядок. Если вы интересуетесь магико-ритуальным контекстом румынской культуры и/или просто тяготеете к традиционализму, то обязательно прочтите её. Как в переводах и художественных произведениях, в науке Юлия демонстрирует подход, глубоко роднящий её творчество с наследием Мирчи Элиаде.
Особенность рождественской и новогодней колинды в том, что это не псалом и не молитва, и не просто песня, а скорее заклинание, своеобразная установка на будущее. Колядники излагают метафорическим языком желаемое событие, тем самым вписывая его в грядущие дни. Стороннему слушателю колинды могут напомнить сказки, и действительно — в народном представлении пространство сказок, обрядовых песен и «того света» одно и то же. А чтобы понять сюжет, необходимо знать символическое значение всех упоминаемых животных, объектов и действий.
Для примера рассмотрим новогодние колинды, зафиксированные в Олтении (юго-запад современной Румынии) с мотивом о драке двух орлов из-за золотого пера. Если принять на веру утверждения исследователей, то это единственный в своём роде сюжет — в фольклоре других народов подобный не найден. Так что это за уникальные орлы и почему они дерутся из-за пера?
Обратимся к излагаемой легенде. Колядуя от двора ко двору, парни «рассказывают», как стали свидетелями события, происходящего где-то в иномирье. Вначале разыгрывается диалог с Господом: якобы колядники стучатся в райские врата и просят им открыть. Ответ Бога звучит так:
Отворю я вам врата,
Но сойдите вы сперва,
В самые низы, туда,
Где средь долов чудных
Меж собою овна два
Бьются, зацепив рога.
Отворю я вам врата,
Но взойдите вы сперва,
В самые верхи, туда,
Где средь елей круглых
Бьются ясных два орла
Ради златого пера.
Статья подробно анализирует сюжет олтенийских новогодних колинд — драку двух орлов за золотое перо. Разбор диалога колядников с Богом, где упоминаются и борьба баранов в низинах, и схватка орлов на вершинах, позволит раскрыть глубокий символический смысл ритуала, проливая свет не только на специфику валашских традиций, но и на универсальные структуры, связанные с празднованием Нового года у многих культур.
Комментарии (0)